Среднее образование в нашей стране развивается активно с 80 - х годов прошлого века, когда были созданы «средние» и «технические школы».
После того, как в 1999 году был расширен доступ к высшему образованию, прежние «средние» и «технические» школы начали терять свой социальный статус, а диплом о среднем образовании стал менее признаваться в обществе.
С 1985 года я преподавал в средней школе общего профиля, которая была преобразована в профессионально - техническую среднюю школу, а также в качестве эксперимента, принимал участие в реформе системы образования. В течение многих лет я наблюдал за тем, что среднее образование в нашей стране остается слабым, а результаты обучения не признаются студентами и обществом. основная причина этого заключается в том, что административные органы слишком часто вмешиваются, а профессиональное образование ориентировано на предприятия, рынок и не должно возглавляться правительством. Если правительство децентрализует свою администрацию и расширит участие рыночных субъектов в организации и совместном управлении учебными заведениями, то это может привести к изменению нынешней ситуации, характеризующейся слабостью системы профессионального образования.
Право на организацию профессионального образования
За эти годы государство придавало большое значение развитию профессионального образования, стимулированию политики и выделению значительных финансовых средств, но результаты обучения были менее положительными. По основным причинам профессионально - техническое образование было бы рыночным образованием, в котором обучались бы квалифицированные кадры для работы на предприятии, но в настоящее время профессионально - техническое образование по-прежнему доминирует в правительстве, предприятия не имеют возможности выразить свое мнение в области профессионального образования.
В 80 - х годах прошлого века была специальная школа для подготовки специалистов в области внешней торговли, Учебный цикл был полугодовой и результаты были хорошие. В то же время, местные органы власти должны вмешиваться в работу школ, с тем чтобы они могли пользоваться учебными материалами, разработанными в секторе образования, и добавлять учебные программы, предусмотренные в секторе образования.
В среднем образовании в нашей стране насчитывается менее 20 процентов школ, созданных на базе общин. Таким образом, народные школы не будут заниматься долгосрочным планированием, а скорее будут заниматься спекуляцией. А некоторые местные органы власти относятся к народным профессиональным школам так же.
При поддержании хороших отношений с исполнительной властью, средние школы максимально стремятся к развитию. Таким образом, средние школы не тратят много ресурсов на установку основ преподавания и практическое обучение студентов. Это приводит к тому, что в средних учебных заведениях и колледжах, как правило, существует меньше программ профессиональной подготовки и их содержание не соответствует реальным потребностям общества.
К сожалению, двухдивизионная система является системой связи между отдельными лицами и правительством, а не с предприятиями. Аналогичным образом, мы уже столько лет говорим о среднем образовании и интеграции бизнеса, переход к предпринимательству, но не делаем этого.
В частности, после преобразования высшего образования в профессионально - техническое образование, управление этим сектором стало более широким, а вмешательство в профессионально - техническое образование стало более активным, в то время как профессионально - техническое образование - это система, которая также пострадала от неподходящего уровня среднего образования.
Если выживание средних школ определяется результатами обучения, то предпочтение отдается низшему классу, что действительно позволяет учащимся учиться, а предприятия, в свою очередь, довольны результатами обучения средних школ.
Для того, чтобы изменить низкое качество образования, необходимо предоставить право на организацию школьного обучения, изменить ситуацию в государственных школах, и принять законы и нормативные акты, гарантирующие право частных лиц, предприятий и других негосударственных учреждений на профессионально - техническое образование. Открыть учебные формы, дать возможность различным видам обучения быть законными. Сочетание продолжительности, практики в классах, формальных и неформальных форм обучения должно меняться в зависимости от реальных потребностей, а не ограничивать школьное поведение в общеобразовательных школах.
Разделение обязанностей является составной частью социального расслоения.
В 90 - х годах прошлого века наша страна выдвинула постановление о «сопоставимых должностях». Благодаря политике и финансовой поддержке этого постановления, местные органы власти получают субсидию из государственного бюджета на прием учащихся среднего звена, что также стимулирует правительство к выполнению в целом согласованного требования.
Учащиеся распределяются по результатам экзаменов, и только те, кто отвечает стандартам, могут поступить в среднюю школу общего профиля, а остальные учащиеся направляются в профессионально - техническое училище. Для многих студентов, не получивших достаточного количества баллов, но все же желающих поступить в среднюю школу, чтобы сдать экзамены, придумали различные варианты. В государственных средних школах обучаются "Избранные учащиеся", а в некоторых общеобразовательных средних школах - ученики. Кроме того, некоторые колледжи и средние школы сотрудничают друг с другом, и учащиеся зачисляются в качестве учащихся средней школы, посещают обычные средние школы, пока они не сдают вступительные экзамены в качестве соискателей. Таким образом, колледжи получают субсидии, а средние школы - соответствующие льготы.
В соответствии с жесткой политикой, это - добровольная адаптация, к которой стремятся люди. Однако, если политика местных органов власти будет ужесточена, то возникнет ситуация, похожая на Хуайхуа в провинции Хунань, где более 800 студентов, не получившие аттестационные отметки, перейдут на среднюю должность.
Я считаю, что наша страна должна изучать модель поддержки карьеры Австралии на протяжении всей ее жизни. Австралийские студенты уже в начальной школе приобщаются к профессионально - техническому образованию. Во время обучения, школы будут фиксировать преимущества, а затем, в зависимости от их способностей, решать, является ли студент студентом профессионально - технической или общеобразовательной средней школы.
В Соединенных Штатах существует комплексная средняя школа, которая представляет собой общее образование, которое включает в себя как общее, так и профессиональное образование. Это привело к изменению двухуровневого образования на уровне средней школы и к расширению доступа к высшему образованию. Однако в Соединенных Штатах эта модель образования также является противоречивой, поскольку она не дает результатов по сравнению с некоторыми частными средними школами. Поэтому, чтобы действительно изменить положение дел в области среднего образования, необходимо изменить всю систему образования.
Существующая система разделения профессионального образования фактически является составной частью иерархической системы общества в целом. Несмотря на то, что правительство уделяет большое внимание профессиональному образованию, вся наша система устанавливает пороговые показатели для всех учащихся. Китай является неким ведомством: родители хотят, чтобы их дети поступали на государственную службу, но только студенты могут поступить на государственную службу. Разве это не профессиональная иерархия? Поэтому ученики всячески стремятся попасть в обычную среднюю школу.
Для некоторых менее развитых в экономическом отношении регионов, школы действительно являются для бедных детей хорошей альтернативой в нынешнем положении, адаптированной к их индивидуальным и семейным обстоятельствам. Некоторые учащиеся сталкиваются с трудностями при изучении культурных дисциплин, а бедные семьи могут сразу же после окончания средней школы приступить к работе.
Это является для них компенсационным предпочтением, и если с самого начала будут обеспечены равные возможности, то почему бы не начать обучение этих детей с начальной школы?
В настоящее время не представляется возможным найти оптимальное решение проблемы среднего звена в системе, и опыт других стран может быть использован, но больше внимания следует уделять его изучению. Правительство должно децентрализовать управление, с тем чтобы дать возможность большему числу социальных и рыночных субъектов участвовать в совместном строительстве, что даст практические результаты.
Вопрос о профессионально - технических училищах является не только проблемой в области образования, но и проблемой социального управления, поскольку государственный административный стиль во всех областях является "единым", а для того, чтобы профессионально - техническое образование могло достичь желаемых целей, потребуются значительные усилия.
Источник: феникс Уэйкли
Автор Пин Чао Юй (научный сотрудник академии образования Китая)