Миссия Герценовского университета в современных условиях, отражая основные ценности нового, характерного для начала 3-го тысячелетия смысла университетского образования и лучшие традиции отечественного образования, ориентирует коллектив герценовцев на построение университета как пространства жизненного самоопределения Человека во всем многообразии его проявлений в современной культурной практике.
Сегодня РГПУ им.А.И.Герцена является крупнейшим вузом России. В его составе — более 20 факультетов и 100 кафедр, а также Институт довузовской подготовки, Институт повышения квалификации и переподготовки, НИИ непрерывного педагогического образования, Институт естествознания, Институт гуманитарного образования, Межвузовский центр международного сотрудничества, Международный центр образовательных инноваций, Центр дистанционного обучения и телекоммуникационной поддержки образования, Лингвистический центр, Центр технологий обучения, Центр международного образования «Российские Исследования». Все образовательные структурные подразделения взаимодействуют с научными подразделениями университета: НИИ физики, НИИ непрерывного педагогического образования, НИИ общего образования, более чем 25 научными центрами и лабораториями.
Интеграция образовательной и научно-инновационной деятельности осуществляется в 11 научно-образовательных центрах, объединенном междисциплинарном центре коллективного пользования ««Современные физико-химические методы формирования и исследования материалов для нужд промышленности, науки и образования»», малых инновационных предприятиях «Органика РГПУ», «Геоэкология окружающей среды», «Технология блеска».
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 1700 человек (основной штатный персонал), среди них около 260 докторов наук, более 850 кандидатов наук. В его стенах работают видные ученые — академики и члены-корреспонденты РАН и РАО, члены различных общественных и международных Академий, заслуженные деятели науки и культуры, народные и заслуженные артисты.
В 1993 г. университет стал одним из первых вузов России, начавших эксперимент по введению многоуровневой системы высшего образования. Он готовит бакалавров и магистров по различным направлениям высшего педагогического образования и науки. Университет обучает специалистов по более чем 30 специальностям:
география, биология, химия, краеведение, туризм (факультеты географии, биологии, химии);
физика, информатика, астрономия, математика (факультеты физики, математики);
русский язык и литература, русский язык как иностранный, английский, немецкий, французский, испанский и другие языки (филологический факультет, факультеты русского языка как иностранного, иностранных языков);
история, социология, психология, педагогика, социальная педагогика, политология, экономика, юриспруденция, философия, культурология (факультеты социальных наук, экономики, философии человека, народов Крайнего Севера);
педагогика и методика дошкольного и начального образования (факультеты дошкольного и начального образования);
олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика (факультет коррекционной педагогики);
музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, мировая художественная культура (факультеты музыки, изобразительного искусства);
физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности, технология и предпринимательство (факультеты физической культуры, безопасности жизнедеятельности, технологии и предпринимательства).
Многие факультеты не имеют аналогов в России: факультеты народов Крайнего Севера, философии человека, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, безопасности жизнедеятельности. На дневном, заочном и вечернем отделениях обучается около 20 тысяч студентов и аспирантов.
Сегодня университет поддерживает договорные отношения с 60 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями США, Англии, Австрии, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Финляндии, Китая, Кореи, Израиля, Японии и других стран.
Признание высокого международного статуса университета выразилось в открытии кафедры ЮНЕСКО, единственной в системе педагогических вузов, а также в создании в университете совместным решением Министерства образования России и Министерства образования, культуры и науки Нидерландов Международного центра образовательных инноваций. С 1 апреля 1995 г. в состав учредителей центра вошло Министерство науки, исследований и искусств Австрии.