История ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ ведет отсчет от 13 октября 1921 года, когда в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена было принято Положение о Школьном комитете, основной целью деятельности которого стало проведение практических занятий со студентами. День принятия этого положения считается днем основания будущей кафедры педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена, которая фактически была сформирована в 1927 году на основе объединения Школьного комитета и ряда методических кафедр.
В 1930 году Герценовский институт перешел на факультетскую структуру. Были созданы три факультета, одним из которых стал педолго-педагогический. В составе факультета работало две кафедры – кафедра школьной педагогики и кафедра психологии. В 1934 году в ЛГПИ им. А.И. Герцена вновь произошла реорганизация, в результате которой были созданы 41 кафедра и 8 факультетов, в том числе и педагогический факультет. Позже факультет был ликвидирован, и кафедра педагогики стала общеинститутской.
В 1994 году из числа преподавателей кафедры педагогики, исследующих проблемы новой социальной реальности, была сформирована кафедра социальной педагогики, которая вошла в состав факультета философии человека.
Новый этап развития начался в 1997 году, когда 1 сентября в РГПУ им. А.И. Герцена был создан психолого-педагогический факультет, в состав которого вошли кафедра педагогики, кафедра социальной педагогики и психологические кафедры.
С 1 сентября 2015 года психолого-педагогический факультет был преобразован в институт педагогики и психологии, при этом кафедра социальной педагогики была переименована в кафедру социальной педагогики и социальной работы.
23 декабря 2016 года решением Учёного совета университета институт педагогики и психологии был преобразован в два самостоятельных института - институт педагогики и институт психологии.
В настоящее время в составе ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ работают:
Кафедры – кафедра воспитания и социализации (преемник кафедры социальной педагогики и социальной работы), кафедра дидактики (вновь созданная кафедра), кафедра теории и истории педагогики (преемник кафедры педагогики).
Научно-исследовательский институт педагогических проблем образования, созданный 1 февраля 2017 года путем интеграции двух институтов – НИИ общего образования (год основания 2001 ) и НИИ непрерывного педагогического образования (год основания 1993 ).
Лаборатории - научно-исследовательская лаборатория педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании, научно-исследовательская лаборатория проблем социальной поддержки личности, учебно–методическая лаборатория развития воспитательной деятельности в непрерывном образовании, учебно-методическая лаборатория информационного сопровождения профессиональной педагогической подготовки.
Институт педагогики осуществляет подготовку бакалавров и магистров по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа», аспирантов по направлению «Образование и педагогические науки».